Главная > Мы рекомендуем > Вера и храмы в кантоне Во

 

Вера и храмы в кантоне Во

В этом году праздник светлого Христова Воскресения отмечался у католиков и у православных в один день. Такое случается довольно редко, обычно в католические и православные церкви Пасха приходит с разницей в неделю. По Евангелию через сорок дней после своего воскресения Иисус Христос вознесся на небо. Для верующих это начало целого года богослужений, многие из которых привязываются к Пасхе. Поскольку этот праздник всегда отмечают в воскресенье, то Вознесение через сорок дней неизменно попадает на четверг. В такой особенный день в Швейцарии – официальный выходной, а во всех католических храмах проходят торжественные богослужения.

Всего в швейцарском городе на Лемане 11 католических приходов, 9 протестантских и 5 православных. Большинство храмов Лозанне сохранилось до наших дней. Их число и принадлежность к той или иной конфессии свидетельствует о многовековой истории столицы кантона Во — от торжества религиозности в Средние века – в знак чего в городе остался собор и церковь Святого Франциска, – до прагматизма наших дней.

Прошедшие столетия были богаты событиями для церкви: доминирование Бернаи Реформа 1536 года, периоды взлета духовности и нравственного упадка. Но даже в годы революции (1723) (когда была провозглашена независимость кантона Во и оказавшаяся непрочной Леманская республика Лозанны (1797)) церковь святого Лаврентия оставалась духовно-просветительским центром – здесь проходили политические собрания «Друзей свободы».

На протяжении столетий Лозанна отличалась веротерпимостью и космополитизмом. На ее территории постепенно были выстроены различные церкви: здесь совершают богослужения англиканцы и православные, адвентисты и методисты, появилась еврейская синагога и исламский центр.

Для эпохи Средневековья характерны романский и готический стили архитектуры храмов  (памятниками которого являются церковь святого Франциска и часовня Маладьер). До проведения Реформы религиозных сооружений было много (пик строительства однако с 1536 года их число стало постепенно уменьшаться.

В XVIII веке, в эпоху власти Берна над Лозанной, архитектурный стиль можно охарактеризовать, как барокко неоклассической тенденции, о чем говорит внешний вид церкви святого Лаврентия и аббатства Монтерон. Специалист по истории швейцарской архитектуры Марсель Гранжан отмечал в своих работах, что в числе монументальных фасадов можно выделить «лозаннский» стиль второй половины XVIII века: собор с прилегающей колокольней. Элементы такого стиля присутствуют в храмах в Корселе-сюр-Шаворне (1754), церкви святого Лаврентия (1763), аббатстве Монтерон (1778), храмах в Прийи, Морже, Преверанже. Интерьер церквей того времени напоминал огромные аудитории с единым пространством, в котором кафедра проповедника занимала центральное место.

В следующем, XIX веке, католики получили настоящую свободу богослужения (после запрета, продержавшегося от Реформы в течение всего бернского правления), право строить соответствующие религиозные сооружения, первым примером которых стал Нотр-Дам дю Валентен, первоначально возведенный без колокольни, что было обязательным условием властей.

Возобновлением своей деятельности католики обязаны набожной иностранке баронессе д’Олка, которая предоставила для этих целей своего капеллана и часовню. В последующие годы католики соорудили десять церквей, из которых первая – выполненная в неоклассическом стиле – появилась в Нотр-Дам дю Валентен 1832 — 1835 годах на улице Валентен. Неоклассический стиль отличает и современное реформатское сооружение в Круа д’Уши. В конце XIX – начале XX века в моде были неороманский, неоготический стили, а также эклектический стиль и стиль «Хаймат», также называемый швейцарским или региональным.

Несколько ранее, в XIX веке, архитекторы снова обратили свои взоры в сторону Средневековья, находя в нем вдохновение не только для религиозного, но и гражданского строительства. Французский архитектор Виолле-ле-Дюк, основатель неоготики, стал автором проекта шотландской церкви (на авеню Рюмин) в готическом стиле. Это столетие также отметилось в истории расколом национальной церкви в 1847 году, в результате чего образовалась свободная церковь. 157 пасторов отделились от официальной католической церкви в кантоне Во. Таким образом, они выразили протест против авторитарного и антиклерикального контроля, осуществляемого государством в церковных делах. «Свободная» церковь построила многочисленные храмы, дома для священников, духовно-просветительские центры, приходские школы.

И, наконец, настал XX век – эпоха архитектурного функционализма и рационализма. В кантоне Во, правда, модернизм не особенно коснулся церковного строительства. Единственный пример – реформаторская церковь Сен-Люк, расположенная на севере Лозанны, в коммуне Бельво. Эта постройка напоминает своими угловатыми кубическими формами храм в местечке Луртье  (кантон Вале), возведенный по проекту архитектора Альберто Сарториса.

Широкое распространение получили неороманский и неоготический стили – самыми заметными архитекторами, работавшими в этой области, стали в Романдской Швейцарии Фредерик Жильяр (Лозанна) и Фернан Дюма (Фрибург). В 1919 году образовалась «Группа святого Луки», ставившая целью возрождение церковного искусства в Романдии. Это была ассоциация католических художников, архитекторов и писателей, стремившихся сохранить духовные традиции и в то же время привнести в церковь нотку современности.

Говоря о храмах Лозанны, стоит упомянуть и наших соотечественников. Среди них была Леонилла Ивановна Сайн-Витгенштейн-Берленбург (1816 — 1918). Дочь дипломата князя Ивана Ивановича Барятинского (1772 — 1825), светская красавица, фрейлина, она в 1834 году вышла замуж за князя Людвига Петровича Витгенштейна (1799 — 1866). Молодые поселились в Париже, затем переехали в Германию. В последние годы своей жизни Леонилла Ивановна жила в Лозанне в особняке Mon Abri. Она увлеклась католицизмом, была знакома со многими епископами. На территории своего лозаннского поместья построила в 1900 году часовню (ставшую впоследствии церковью Священного сердца Христова), а также прилегающие постройки и домик священника, которые передала в дар общине в Уши. Внешне постройка напоминает особняк, ничто не выдает в ней церковного присутствия. И только сводчатая входная дверь напоминает о том, что здесь проходят службы и что русская княгиня, переселившаяся из Петербурга на солнечные Леманские берега, подарила этот храм лозаннцам.

 

По материалам «Нашей газеты».

Посмотреть на карте


 

Отзывы
07.07.2013, Владимир Марков:

Генеральный директор торгового дома «Агат» Владимир Петрович Марков рассказывает о своем опыте путешествий с нашим агентством.

подробнее

Лучшее из
возможного

(495) 974-69-38
(901) 545-52-34

Заказать обратный звонок