Главная > Мы рекомендуем > Вера и храмы в кантоне Во

 

Вера и храмы в кантоне Во

В этом году праздник светлого Христова Воскресения отмечался у католиков и у православных в один день. Такое случается довольно редко, обычно в католические и православные церкви Пасха приходит с разницей в неделю. По Евангелию через сорок дней после своего воскресения Иисус Христос вознесся на небо. Для верующих это начало целого года богослужений, многие из которых привязываются к Пасхе. Поскольку этот праздник всегда отмечают в воскресенье, то Вознесение через сорок дней неизменно попадает на четверг. В такой особенный день в Швейцарии – официальный выходной, а во всех католических храмах проходят торжественные богослужения.

Всего в швейцарском городе на Лемане 11 католических приходов, 9 протестантских и 5 православных. Большинство храмов Лозанне сохранилось до наших дней. Их число и принадлежность к той или иной конфессии свидетельствует о многовековой истории столицы кантона Во — от торжества религиозности в Средние века – в знак чего в городе остался собор и церковь Святого Франциска, – до прагматизма наших дней.

Прошедшие столетия были богаты событиями для церкви: доминирование Бернаи Реформа 1536 года, периоды взлета духовности и нравственного упадка. Но даже в годы революции (1723) (когда была провозглашена независимость кантона Во и оказавшаяся непрочной Леманская республика Лозанны (1797)) церковь святого Лаврентия оставалась духовно-просветительским центром – здесь проходили политические собрания «Друзей свободы».

На протяжении столетий Лозанна отличалась веротерпимостью и космополитизмом. На ее территории постепенно были выстроены различные церкви: здесь совершают богослужения англиканцы и православные, адвентисты и методисты, появилась еврейская синагога и исламский центр.

Для эпохи Средневековья характерны романский и готический стили архитектуры храмов  (памятниками которого являются церковь святого Франциска и часовня Маладьер). До проведения Реформы религиозных сооружений было много (пик строительства однако с 1536 года их число стало постепенно уменьшаться.

В XVIII веке, в эпоху власти Берна над Лозанной, архитектурный стиль можно охарактеризовать, как барокко неоклассической тенденции, о чем говорит внешний вид церкви святого Лаврентия и аббатства Монтерон. Специалист по истории швейцарской архитектуры Марсель Гранжан отмечал в своих работах, что в числе монументальных фасадов можно выделить «лозаннский» стиль второй половины XVIII века: собор с прилегающей колокольней. Элементы такого стиля присутствуют в храмах в Корселе-сюр-Шаворне (1754), церкви святого Лаврентия (1763), аббатстве Монтерон (1778), храмах в Прийи, Морже, Преверанже. Интерьер церквей того времени напоминал огромные аудитории с единым пространством, в котором кафедра проповедника занимала центральное место.

В следующем, XIX веке, католики получили настоящую свободу богослужения (после запрета, продержавшегося от Реформы в течение всего бернского правления), право строить соответствующие религиозные сооружения, первым примером которых стал Нотр-Дам дю Валентен, первоначально возведенный без колокольни, что было обязательным условием властей.

Возобновлением своей деятельности католики обязаны набожной иностранке баронессе д’Олка, которая предоставила для этих целей своего капеллана и часовню. В последующие годы католики соорудили десять церквей, из которых первая – выполненная в неоклассическом стиле – появилась в Нотр-Дам дю Валентен 1832 — 1835 годах на улице Валентен. Неоклассический стиль отличает и современное реформатское сооружение в Круа д’Уши. В конце XIX – начале XX века в моде были неороманский, неоготический стили, а также эклектический стиль и стиль «Хаймат», также называемый швейцарским или региональным.

Несколько ранее, в XIX веке, архитекторы снова обратили свои взоры в сторону Средневековья, находя в нем вдохновение не только для религиозного, но и гражданского строительства. Французский архитектор Виолле-ле-Дюк, основатель неоготики, стал автором проекта шотландской церкви (на авеню Рюмин) в готическом стиле. Это столетие также отметилось в истории расколом национальной церкви в 1847 году, в результате чего образовалась свободная церковь. 157 пасторов отделились от официальной католической церкви в кантоне Во. Таким образом, они выразили протест против авторитарного и антиклерикального контроля, осуществляемого государством в церковных делах. «Свободная» церковь построила многочисленные храмы, дома для священников, духовно-просветительские центры, приходские школы.

И, наконец, настал XX век – эпоха архитектурного функционализма и рационализма. В кантоне Во, правда, модернизм не особенно коснулся церковного строительства. Единственный пример – реформаторская церковь Сен-Люк, расположенная на севере Лозанны, в коммуне Бельво. Эта постройка напоминает своими угловатыми кубическими формами храм в местечке Луртье  (кантон Вале), возведенный по проекту архитектора Альберто Сарториса.

Широкое распространение получили неороманский и неоготический стили – самыми заметными архитекторами, работавшими в этой области, стали в Романдской Швейцарии Фредерик Жильяр (Лозанна) и Фернан Дюма (Фрибург). В 1919 году образовалась «Группа святого Луки», ставившая целью возрождение церковного искусства в Романдии. Это была ассоциация католических художников, архитекторов и писателей, стремившихся сохранить духовные традиции и в то же время привнести в церковь нотку современности.

Говоря о храмах Лозанны, стоит упомянуть и наших соотечественников. Среди них была Леонилла Ивановна Сайн-Витгенштейн-Берленбург (1816 — 1918). Дочь дипломата князя Ивана Ивановича Барятинского (1772 — 1825), светская красавица, фрейлина, она в 1834 году вышла замуж за князя Людвига Петровича Витгенштейна (1799 — 1866). Молодые поселились в Париже, затем переехали в Германию. В последние годы своей жизни Леонилла Ивановна жила в Лозанне в особняке Mon Abri. Она увлеклась католицизмом, была знакома со многими епископами. На территории своего лозаннского поместья построила в 1900 году часовню (ставшую впоследствии церковью Священного сердца Христова), а также прилегающие постройки и домик священника, которые передала в дар общине в Уши. Внешне постройка напоминает особняк, ничто не выдает в ней церковного присутствия. И только сводчатая входная дверь напоминает о том, что здесь проходят службы и что русская княгиня, переселившаяся из Петербурга на солнечные Леманские берега, подарила этот храм лозаннцам.

 

По материалам «Нашей газеты».

Посмотреть на карте

 


Отзывы
09.08.2013, Пауль Шлешель, Директор по развитию бизнеса Audi Russia:
Я пользовался услугами ГДТ трэвел во время моего пребывания в России. По качеству обслуживания эта фирма не уступает лучшим туристическим агентствам Германии.
подробнее

Лучшее из
возможного

(495) 974-69-38
(901) 545-52-34

Заказать обратный звонок